Суббота, 15.08.2020, 23:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя
истории, обществознания,
правоведения и экономики
Вакушкиной Людмилы Ивановны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа » Доклады

«Духовно-нравственный компонент в реализации воспитательных программ профессионального образования на основе «Концепции духовно-...

«Духовно-нравственный компонент в реализации воспитательных программ профессионального образования

на основе «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России»

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с её внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему духовно-нравственного воспитания студентов, настоятельно требующую практического решения. Современное общество требует от современного гражданина не только набора определённых знаний, умений и навыков, но и способности к широкомасштабному общению, в том числе в духовной и культурной среде. Именно поэтому в настоящее время важнейшей задачей образовательной системы следует считать создание условий для духовного развития личности, способной реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической обстановке.

При этом главная педагогическая задача состоит не в том, чтобы вынудить учащихся изменить взгляды, заставить их мыслить и относиться иначе, чем они это уже делают. Дело не в том, чтобы они признали  то, чего раньше не признавали, полюбили то, чего прежде не любили (они имеет право на свое отношение), а в том, чтобы создать условия для духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Решению обозначенных проблем мы и должны  способствовать в урочной и внеурочной работе.

Кроме того, необходим комплексный подход к укреплению в техникуме духовной среды на основе ценностей многонационального российского общества, принципов соблюдения прав и свобод человека.

Для достижения поставленных задач мы разработали следующую структуру мероприятий:

  1. Анкетирование  и диагностика участников образовательного процесса по различным аспектам духовно-нравственного развития;
  2. Обучение  и воспитание неконфликтному поведению в среде сверстников, создание благоприятных условий для адаптации студентов в коллективе и установлению правильных взаимоотношений;
  3. Повышение уровня гражданско-правового образования, и духовно-нравственного воспитания на уроках истории, правоведения, обществознания, литературы и русского языка;
  4. Проведение уроков с приглашением представителей различных социальных структур: психологи, библиотекари, православная церковь, ветераны Великой Отечественной войны;
  5. Проведение нетрадиционных уроков – экскурсий, уроков-игр, круглых столов, конференций;
  6. Самостоятельная творческая деятельность учащихся (участие в конкурсах, конференциях и других общетехникумовских и республиканских мероприятиях).
  7. Осуществление волонтёрской деятельности.

Исходя из вышеизложенного в нашей работе большое внимание уделяется нравственному  и духовному воспитанию студентов. Сегодня очень много говорится о самостоятельности личности, его креативном мышлении и т.д.,  но не надо забывать и про то, что важно формировать такие качества, как: милосердие, справедливость, совесть, стыд, доброта, чуткость, доброжелательность, вежливость, ответственность и др., которые в последнее время отошли на второй план.

Эту работу можно проделывать на разных уроках, например, на уроках литературы: составить перечень добродетелей и пороков известного литературного героя и проанализировать их поведение.

В работе хорошо помогают современные технологии преподавания, которые можно использовать на уроках.

  1. Игровые моменты (урок-игра);
  2. Урок-дискуссия;
  3. Ролевая игра;
  4. Работа над творческим проектом.

В процессе духовно-нравственного воспитания  большую помощь оказывает внеклассная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы. Связь внеклассной деятельности с работой в классе заключается в том, что знания, полученные студентами на уроках являются базой для внеклассного общения. На них ребята вырабатывают идейные, нравственные и эстетические взгляды, нормы поведения, делают выводы, анализируют и обобщают факты. В этом проявляется принцип воспитывающего обучения.

Включение ребят в познавательную и творческую деятельность, позволяет создать среду, воспитывающую духовно развитую личность. Создаются условия для развития норм нравственного поведения.

Большой интерес у студентов вызывают массовые мероприятия.

В своих воспитательных планах мы обязательно предусматриваем мероприятия, позволяющие выработать привычку уважительного отношения друг к другу и взаимовыручки:

Участие в таких массовых мероприятиях не только развивает познавательные способности ребят, но и сплачивает студенческий и педагогический коллективы, помогает лучше понять друг друга. Таким образом, решаются важные задачи: воспитание уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

Выполняя поручение Президента о создании волонтёрских организаций, мы в своём техникуме создали волонтёрских отряд «Доброе дело», в который входят девочки из 14 группы «Повар, кондитер» и ребята из гр. 21 «Автомеханик». Этот отряд был создан на добровольной основе. Студенты испытывают огромный интерес к этой деятельности: им нравится помогать престарелым бабушкам, ветеранам Вов, труженикам тыла. Мы помогали в расколке дров, уборке территории, в косметическом ремонте квартир. У нас сложились доверительные отношения с приходом.

Заключение. Однако, сегодня видится проблема: работая в режиме преподавателей-практиков, мы выполняем конкретные образовательные цели и задачи (научить, воспитать, развить), решаем повседневно встающие проблемы, но порой при этом упускаем, а какой будет результат: надо, чтобы был (добрый, воспитанный, грамотный, справедливый). Таким образом, цели и задачи выстраиваются в виде цепочки причинно-следственных связей, где цель обусловливается последующей, более высокой целью (сегодня сделал доброе дело,  а завтра стал справедливым и милосердным человеком).

Без воспитания духовности, формирования активной гражданской позиции, развития правовой культуры невозможно развитие духовно-нравственной личности, поэтому необходимо:

  1. Способствовать формированию нравственной культуры личности, воспитывать духовность и патриотизм через учебный и внеурочный процессы.
  2. Ввести предметные дни по истории, искусству, литературе, дополнительному образова­нию.
  3. Активнее привлекать ребят для проведения различных конкурсов и других мероприятий.
  4. Шире использовать волонтёрскую деятельность.
  5. Дальнейшее развитие идей духовно-нравственного развития в учебно-воспитательном процессе.
Категория: Доклады | Добавил: ludmila (22.07.2015)
Просмотров: 431 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск