Суббота, 15.08.2020, 22:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя
истории, обществознания,
правоведения и экономики
Вакушкиной Людмилы Ивановны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа » Доклады

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания

Главной задачей современного образования является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эту важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и истории, обществознания.

Какими основными коммуникативными компетенциями должны овладеть студенты на уроках истории и обществознания?

  • вдумчивого чтения, что необходимо для успешного усвоения предметов гуманитарного цикла. На уроках я должна постоянно уделять внимание развитию читательских интересов и навыков чтения, анализу текста, поиску нужной информации в справочной, научной и художественной литературе, составлению плана ответа по тексту, собственных вопросов к нему;
  • устного диалога: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию диалогической речи у студентов способствуют такие виды учебной деятельности, как ролевая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и т.д.;
  • письменного диалога, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, выполнение анализа текста, написание эссе,  заполнение таблиц, схем и т.д.;
  • групповая работа на уроках требует от студентов умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии;
  • монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы и т.д.;

Любой урок начинаю с объяснения терминов, записанных в теме. Внимание к словам и понятиям помогает ребятам увидеть богатство русского языка, готовит их к правильному пониманию формулировок в тестовых заданиях. Ребята часто теряются в словах-синонимах (сохранять – сберегать, реформы-преобразования).

Важным средством формирования коммуникативной компетенции ребят является терминологическая работа. Она должна быть организована таким образом, чтобы студенты не ограничивались механическим запоминанием, а знали значение слова, сферу его употребления, умели находить ему применение в коммуникативных ситуациях. Для этого я строю учебные занятия в форме проблемного диалога, задаю проблемные вопросы, активно использую групповые формы работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Совершенствовать лексикон обучающихся можно, организуя работу с различными словарями и справочниками. Словарная работа может быть задана в качестве домашней работы.

Обогащению коммуникативных навыков студентов способствуют дидактические и ролевые игры, требующие речевой изобретательности, умения сказать об одном и том же разными способами. Например, « Объясни пословицу» дает хорошие результаты. Игра «Расскажи по-своему» заключается в следующем: все по очереди высказываются на одну и ту же тему, но не повторяясь. Темы могут быть разные: описание исторического события, характеристика деятеля и т.д.

На уроках истории ребята должны научиться давать устную и письменную характеристику исторического лица, события, государства, выявлять причинно-следственные связи. Овладеть этим умением им могут помочь различные памятки – алгоритмы, в которых указаны пошаговые действия. Использование схем и опорных конспектов облегчает составление связного, логичного изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи.

Значительную роль в формировании исторических знаний играют исторические источники: документы, научная литература и др. В ходе беседы по этим документам я могу добиться от них аргументированных, развёрнутых рассуждений и логичных выводов. Работа по анализу текста на уроке способствует формированию важнейших коммуникативных умений: самостоятельно создавать устный и письменный текст, отражающий зрелую авторскую позицию, новизну суждений, высокий уровень языковой культуры.

Практикую в качестве домашней работы мини – сочинения (эссе), цель которых осветить какое-либо событие. Провожу «исторические суды» (над Иваном Грозным, Наполеоном, Гитлером, Сталиным и др.), «круглые столы» («Национальные отношения в современном мире», «Как решить глобальные проблемы человечества?»), дискуссии («Мои права и обязанности в обществе»), деловые игры, внеклассные мероприятия: «Рыцарский турнир» и др.

Живой обмен идеями, мнениями, взглядами дает студентам возможность познакомиться с различными точками зрения, учит внимательно слушать товарищей, аргументировано отстаивать свою позицию, оттачивать речь. Формирование их коммуникативной компетенции способствует разностороннему развитию языковой личности, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать различные коммуникативные задачи.

Ребята с желанием выполняют творческие задания, входят в творческие группы по подготовке и проведению нестандартных уроков и внеклассных мероприятий. Проектно - исследовательские технологии позволяют развивать коммуникативные навыки и обеспечивают познавательную активность, самостоятельность студента.

Эффективность проделанной работы по развитию коммуникативных навыков студентов на уроках истории и обществознания выражается в следующих результатах:

  • в росте качества знаний по истории и обществознанию;
  • в росте количества творческих и исследовательских работ, участия во внеклассных мероприятиях;
  • в развитии коммуникативной компетенции обучающихся;
  • в росте количества призеров олимпиад, конкурсов муниципального, республиканского и федерального уровня;
  • в значительном улучшении уровня воспитанности обучающихся (Но, над этой проблемой приходится еще работать)
Категория: Доклады | Добавил: ludmila (28.07.2015)
Просмотров: 1322 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск