Суббота, 15.08.2020, 22:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя
истории, обществознания,
правоведения и экономики
Вакушкиной Людмилы Ивановны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа » Доклады

Развитие толерантности на уроках и на классных часах

Доклад на тему: «Развитие толерантности на уроках и на классных часах»

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения. Известно, что толерантность понимается как способность человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, религия, культура, образ жизни. Современное общество требует от современного гражданина не только набора определённых знаний, умений и навыков, но и способности к широкомасштабному общению, в том числе в политической и культурной среде. Современные условия диктуют необходимость формирования личности способной проявлять готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимость к инакомыслию, критическому осмыслению суждений. Именно поэтому в настоящее время важнейшей задачей образовательной системы следует считать создание условий для развития толерантной личности, способной реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической обстановке.

При этом главная педагогическая задача состоит не в том, чтобы вынудить учащихся изменить взгляды, заставить их мыслить и относиться иначе, чем они это уже делают. Дело не в том, чтобы они признали  то, чего раньше не признавали, полюбили то, чего прежде не любили (они имеет право на свое отношение), а в том, чтобы создать условия, требующие взаимодействия ребят с другими людьми, какими бы в их глазах они ни были.

Решению обозначенных проблем мы и должны  способствовать на уроках и по внеклассной работе.

Одним из основных направлений образовательной деятельности должно стать духовно-нравственное воспитание учащихся. Знакомство с культурой, религией, искусством разных стран и народов поможет каждому учащемуся в становлении собственного мировоззрения. Кроме того, необходим комплексный подход к укреплению в училище толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, принципов соблюдения прав и свобод человека.

Для достижения поставленной цели я разработала следующую структуру мероприятий:

  1. Анкетирование и диагностика участников образовательного процесса "Мое отноше­ние к носителям различных культурных, религиозных, этнических традиций";
  2. Обучение и воспитание неконфликтному поведению в среде сверстников, создание благоприятных условий для адаптации учащихся в коллективе и установлению правильных взаимоотношений;
  3. Повышение уровня гражданско-правового образования, и духовно-нравственного воспитания на уроках истории, правоведения, экономики и обществознания;
  4. Проведение политинформаций на уроках и на классных часах;
  5. Проведение уроков с приглашением представителей православной церкви и носителейдругих религиозных традиций по вопросам толерантности;
  6. Проведение нетрадиционных уроков – экскурсий, уроков-игр, круглых столов, конференций;
  7. Самостоятельная творческая деятельность учащихся.

Исходя из вышеизложенного в нашей работе большое внимание необходимо уделить нравственному  и духовному воспитанию уча­щихся. Сегодня очень много говорится о самостоятельности личности, его креативном мышлении и т.д.,  но не надо забывать и про то, что важно формировать такие качества, как: милосердие, справедливость, совесть, стыд, доброта, чуткость, доброжелательность, вежливость, ответственность и др., которые в последнее время отошли на второй план.

Урок по обществознанию: «Нравственные категории и добродетели»

Задание учащимся: работа по группам – обсудить  вопросы:

- что в нашей жизни является вечным, а что – преходящим? Предложить вариант  заповедей человечности.

- какова взаимосвязь добра и нравственности?

- что такое настоящая доброта?

- можно ли унизить человека добротой?

- есть ли различие между добротой и добродетелью, злом и пороком?

- что такое малая родина? Для чего она нужна человеку?

- есть ли у вас малая родина? Что она означает для вас?

- нужно ли и для чего выяснять истинные причины поступков людей?

 

Эту работу можно проделывать на разных уроках, например, на уроках литературы: составить перечень добродетелей и пороков известного литературного героя и проанализировать их поведение.

В работе хорошо помогают современные технологии преподавания, которые можно использовать на уроках.

Приемы по развитию навыков ведения дискуссии

  1. Игровые моменты (урок-игра);
  2. Урок-дискусссия;
    • Ролевая игра
    • Метод углов (учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в  процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
    • 6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)
    • Перепутанные логические цепочки. (Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Учащиеся работают в группе, читают текст, отмечают перепутанные цепочки, уточняют, исправляют,  затем обсуждают свои результаты)
    • Пила (Группа получает общее задание по теме, каждый участник команды получает индивидуальное задание согласно темы, которое выполняет индивидуально, затем сбор информации по теме, написание совместного исследования по теме, презентация исследования
  3. Работа над творческим проектом.

Основными задачами, которые ставятся современными педагогическими технологиями, являются:

  • Научить работать в , выполняя разные социальные роли.
  • Навыки оценочной самостоятельности
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве:
  • Умение коллективного планирования;
  • Умение взаимодействовать с любым партнером;
  • Умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • Навыки делового партнерского общения;
  • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

В процессе духовно-нравственного воспитания  помогает, конечно же, и внеклассная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы. Связь внеклассной деятельности с работой в классе заключается в том, что знания, полученные учащимися на уроках истории, обществознания и экономики являются базой для внеклассного общения. На них учащиеся вырабатывают идейные, нравственные и эстетические взгляды, нормы, концепции, делают выводы, сопоставляют и обобщают факты. В этом проявляется принцип воспитывающего обучения.

Внеклассное занятие «Я выбираю дружбу»

I. Вводная часть

Вводная беседа на тему: «Какие отношения должны быть между друзьями».

  • Как нужно относиться к своему другу?
  • Как бы вы хотели, чтобы друг относился к вам?
  • Хотели бы вы, чтобы ваша дружба крепла?
  • Что, по вашему мнению, нужно делать для укрепления дружеских отношений? (Уметь понимать друг друга)

Игра «Угадай мое желание»

  • Попробуйте понять с помощью мимики и жестов желание своего друга.

Ребята делятся на две группы-команды. Поочередно один из членов команды выбирает себе друга из другой команды и с помощью мимики и жестов выражает свое желание. Друг, которого выбрали, должен угадать желание. Если он не справляется с поставленной перед ним задачей, то ему помогает команда. Затем команды меняются ролями.

II. Основная часть

  • Как вы думаете, что нужно, чтобы научиться понимать друг друга? (Уметь не только слушать, но и слышать друг друга.)

Игра «Испорченный телефон»

  • Постарайтесь сейчас как можно лучше услышать и понять друг друга.

Ребята садятся в круг. Каждый игрок по очереди произносит шепотом на ухо сидящему рядом какое-либо слово. Последний игрок произносит громко то слово, которое он услышал. Первый игрок должен назвать то слово, с которого он начал игру. Если слово совпадет, то все игроки правильно поняли соседа, если нет, игроки не поняли друг друга.

  • А теперь подумайте, как должны строиться отношения между друзьями? (Друзья должны уметь действовать согласованно, работать в одной команде, уметь поддержать друг друга.)

Игра «Город мастеров»

Ребята делятся на две-три  команды.  Каждая команда получает конструктор и должна постро­ить  дом, дворец, город и т.д. Побеждает та команда, которая не только быстро закончила работу, но и работала более слаженно, где в команде никто не ссорился, все понимали друг друга и помогали друг другу.

III. Закрепление, итог

  • Обобщающая беседа по теме занятия:
  • Что нового вы узнали сегодня о взаимоотношениях между собой и другими? Как должны строиться отношения между друзьями?
  • Приходилось ли вам помогать друг другу?
  • Вам понравилось быть частью команды?
  • Представьте себе, если рядом с вами находится человек, имеющий трудностипри передвижении – ходит с костылями или прикован к инвалидной коляске. Он ничем не отличается от нас, и он тоже хочет принять участие в таком же мероприятии. Как вы поступите в таком случае?

Итог занятия

  • А теперь сделаем вывод:

«Все мы разные, но каждый хорош по-своему. Относиться нужно к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе, нужно уметь понять и принять другого. Тогда дружба станет крепче». Давайте улыбнемся и пожмем друг другу руки.

 

Большой интерес учащихся вызывают массовые мероприятия.

В 2014-2015 учебном году были проведены мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне:

Участие в общеучилищном мероприятии не только развивает познавательные способности учащихся, но и сплачивает ученический и педагогический коллективы. Таким образом, решаются важные задачи: воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

Таким образом, учащиеся,  овладевая знаниями об окружающем мире и окружающих людях, накапливая знания о себе, учатся воспринимать окружающих такими, какие они есть. Включение ребят в познавательную и творческую деятельность, позволяет создать среду, воспитывающую толерантность. Создаются условия для пропаганды норм толерантного поведения, формирования менталитета толерантности.

Категория: Доклады | Добавил: ludmila (28.07.2015)
Просмотров: 456 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск