Доклад на тему: «Развитие толерантности на уроках и на классных часах»
Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения. Известно, что толерантность понимается как способность человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, религия, культура, образ жизни. Современное общество требует от современного гражданина не только набора определённых знаний, умений и навыков, но и способности к широкомасштабному общению, в том числе в политической и культурной среде. Современные условия диктуют необходимость формирования личности способной проявлять готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимость к инакомыслию, критическому осмыслению суждений. Именно поэтому в настоящее время важнейшей задачей образовательной системы следует считать создание условий для развития толерантной личности, способной реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической обстановке.
При этом главная педагогическая задача состоит не в том, чтобы вынудить учащихся изменить взгляды, заставить их мыслить и относиться иначе, чем они это уже делают. Дело не в том, чтобы они признали то, чего раньше не признавали, полюбили то, чего прежде не любили (они имеет право на свое отношение), а в том, чтобы создать условия, требующие взаимодействия ребят с другими людьми, какими бы в их глазах они ни были.
Решению обозначенных проблем мы и должны способствовать на уроках и по внеклассной работе.
Одним из основных направлений образовательной деятельности должно стать духовно-нравственное воспитание учащихся. Знакомство с культурой, религией, искусством разных стран и народов поможет каждому учащемуся в становлении собственного мировоззрения. Кроме того, необходим комплексный подход к укреплению в училище толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Для достижения поставленной цели я разработала следующую структуру мероприятий:
- Анкетирование и диагностика участников образовательного процесса "Мое отношение к носителям различных культурных, религиозных, этнических традиций";
- Обучение и воспитание неконфликтному поведению в среде сверстников, создание благоприятных условий для адаптации учащихся в коллективе и установлению правильных взаимоотношений;
- Повышение уровня гражданско-правового образования, и духовно-нравственного воспитания на уроках истории, правоведения, экономики и обществознания;
- Проведение политинформаций на уроках и на классных часах;
- Проведение уроков с приглашением представителей православной церкви и носителейдругих религиозных традиций по вопросам толерантности;
- Проведение нетрадиционных уроков – экскурсий, уроков-игр, круглых столов, конференций;
- Самостоятельная творческая деятельность учащихся.
Исходя из вышеизложенного в нашей работе большое внимание необходимо уделить нравственному и духовному воспитанию учащихся. Сегодня очень много говорится о самостоятельности личности, его креативном мышлении и т.д., но не надо забывать и про то, что важно формировать такие качества, как: милосердие, справедливость, совесть, стыд, доброта, чуткость, доброжелательность, вежливость, ответственность и др., которые в последнее время отошли на второй план.
Урок по обществознанию: «Нравственные категории и добродетели»
Задание учащимся: работа по группам – обсудить вопросы:
- что в нашей жизни является вечным, а что – преходящим? Предложить вариант заповедей человечности.
- какова взаимосвязь добра и нравственности?
- что такое настоящая доброта?
- можно ли унизить человека добротой?
- есть ли различие между добротой и добродетелью, злом и пороком?
- что такое малая родина? Для чего она нужна человеку?
- есть ли у вас малая родина? Что она означает для вас?
- нужно ли и для чего выяснять истинные причины поступков людей?
Эту работу можно проделывать на разных уроках, например, на уроках литературы: составить перечень добродетелей и пороков известного литературного героя и проанализировать их поведение.
В работе хорошо помогают современные технологии преподавания, которые можно использовать на уроках.
Приемы по развитию навыков ведения дискуссии
- Игровые моменты (урок-игра);
- Урок-дискусссия;
- Ролевая игра
- Метод углов (учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
- 6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)
- Перепутанные логические цепочки. (Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Учащиеся работают в группе, читают текст, отмечают перепутанные цепочки, уточняют, исправляют, затем обсуждают свои результаты)
- Пила (Группа получает общее задание по теме, каждый участник команды получает индивидуальное задание согласно темы, которое выполняет индивидуально, затем сбор информации по теме, написание совместного исследования по теме, презентация исследования
- Работа над творческим проектом.
Основными задачами, которые ставятся современными педагогическими технологиями, являются:
- Научить работать в , выполняя разные социальные роли.
- Навыки оценочной самостоятельности
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- Умение коллективного планирования;
- Умение взаимодействовать с любым партнером;
- Умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- Навыки делового партнерского общения;
- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
В процессе духовно-нравственного воспитания помогает, конечно же, и внеклассная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы. Связь внеклассной деятельности с работой в классе заключается в том, что знания, полученные учащимися на уроках истории, обществознания и экономики являются базой для внеклассного общения. На них учащиеся вырабатывают идейные, нравственные и эстетические взгляды, нормы, концепции, делают выводы, сопоставляют и обобщают факты. В этом проявляется принцип воспитывающего обучения.
Внеклассное занятие «Я выбираю дружбу»
I. Вводная часть
Вводная беседа на тему: «Какие отношения должны быть между друзьями».
- Как нужно относиться к своему другу?
- Как бы вы хотели, чтобы друг относился к вам?
- Хотели бы вы, чтобы ваша дружба крепла?
- Что, по вашему мнению, нужно делать для укрепления дружеских отношений? (Уметь понимать друг друга)
Игра «Угадай мое желание»
- Попробуйте понять с помощью мимики и жестов желание своего друга.
Ребята делятся на две группы-команды. Поочередно один из членов команды выбирает себе друга из другой команды и с помощью мимики и жестов выражает свое желание. Друг, которого выбрали, должен угадать желание. Если он не справляется с поставленной перед ним задачей, то ему помогает команда. Затем команды меняются ролями.
II. Основная часть
- Как вы думаете, что нужно, чтобы научиться понимать друг друга? (Уметь не только слушать, но и слышать друг друга.)
Игра «Испорченный телефон»
- Постарайтесь сейчас как можно лучше услышать и понять друг друга.
Ребята садятся в круг. Каждый игрок по очереди произносит шепотом на ухо сидящему рядом какое-либо слово. Последний игрок произносит громко то слово, которое он услышал. Первый игрок должен назвать то слово, с которого он начал игру. Если слово совпадет, то все игроки правильно поняли соседа, если нет, игроки не поняли друг друга.
- А теперь подумайте, как должны строиться отношения между друзьями? (Друзья должны уметь действовать согласованно, работать в одной команде, уметь поддержать друг друга.)
Игра «Город мастеров»
Ребята делятся на две-три команды. Каждая команда получает конструктор и должна построить дом, дворец, город и т.д. Побеждает та команда, которая не только быстро закончила работу, но и работала более слаженно, где в команде никто не ссорился, все понимали друг друга и помогали друг другу.
III. Закрепление, итог
- Обобщающая беседа по теме занятия:
- Что нового вы узнали сегодня о взаимоотношениях между собой и другими? Как должны строиться отношения между друзьями?
- Приходилось ли вам помогать друг другу?
- Вам понравилось быть частью команды?
- Представьте себе, если рядом с вами находится человек, имеющий трудностипри передвижении – ходит с костылями или прикован к инвалидной коляске. Он ничем не отличается от нас, и он тоже хочет принять участие в таком же мероприятии. Как вы поступите в таком случае?
Итог занятия
«Все мы разные, но каждый хорош по-своему. Относиться нужно к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе, нужно уметь понять и принять другого. Тогда дружба станет крепче». Давайте улыбнемся и пожмем друг другу руки.
Большой интерес учащихся вызывают массовые мероприятия.
В 2014-2015 учебном году были проведены мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне:
Участие в общеучилищном мероприятии не только развивает познавательные способности учащихся, но и сплачивает ученический и педагогический коллективы. Таким образом, решаются важные задачи: воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.
Таким образом, учащиеся, овладевая знаниями об окружающем мире и окружающих людях, накапливая знания о себе, учатся воспринимать окружающих такими, какие они есть. Включение ребят в познавательную и творческую деятельность, позволяет создать среду, воспитывающую толерантность. Создаются условия для пропаганды норм толерантного поведения, формирования менталитета толерантности. |