Суббота, 15.08.2020, 22:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя
истории, обществознания,
правоведения и экономики
Вакушкиной Людмилы Ивановны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа » Доклады

Развитие устной речи на уроках истории

Доклад на тему: «Развитие устной речи на уроках истории»

Главной задачей современного образования является формирование конкурентоспособной личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эту важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и истории, обществознания.

Какими основными речевыми навыками и умениями должны овладеть школьники на уроках истории и обществознания?

Речь идет о формировании у обучающихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций:

  • вдумчивого чтения. Необходимо уделять внимание развитию читательских интересов и навыков чтения, анализу текста, поиску нужной информации в справочной, научной и художественной литературе, составлению плана ответа по тексту, собственных вопросов к нему;
  • устного диалога: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию диалогической речи способствуют такие виды учебной деятельности, как ролевая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен;
  • письменного диалога, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе, сочинения- интервью и т.д.;
  • групповая работа на уроках требует умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии;
  • монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого- либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом;
  • грамотного письма. Развитию письменной речи способствуют такие формы деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа, эссе, составление схем, заполнение таблиц.

Важным средством формирования коммуникативной компетенции обучающихся является словарная работа. Совершенствовать лексикон можно, организуя работу с различными словарями и справочниками. Словарная работа может быть задана в качестве домашней работы.

На уроках истории и обществознания обучающиеся должны научиться давать устную и письменную характеристику исторического лица, события, государства, выявлять причинно-следственные связи. Овладеть этим умением им могут помочь различные памятки – алгоритмы, схемы, таблицы.

Значительную роль в формировании исторических знаний играют исторические источники: документы, научная литература и др. Использование их на уроках позволяет сделать изложение материала наглядным, учит мыслить, рассуждать, анализировать информацию. В ходе беседы по этим документам можно добиваться от них аргументированных, развёрнутых рассуждений и логичных выводов.

Работа по анализу текста на уроке способствует формированию важнейших коммуникативных умений: самостоятельно создавать устный и письменный текст, отражающий зрелую авторскую позицию, новизну суждений, высокий уровень языковой культуры. К текстам желательно прилагать разноуровневые задания.

Для развития коммуникативных способностей учащихся целесообразно строить учебные занятия в форме проблемного диалога, задавать проблемные вопросы, активно использовать групповые формы работы, «мозговые штурмы», «исторические суды», «круглые столы», дискуссии и др.

Среди методов, которые помогают формировать грамотную, аргументированную речь, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, учатся отстаивать собственное мнение. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; а также обучение навыкам диалогической и монологической речи, рассуждения, самостоятельного высказывания, развитие навыков общения в коллективе, воспитание положительных качеств личности, толерантного отношения к людям.

Важнейшим условием эффективности учебной дискуссии является предварительная подготовка к ней учащихся, которая заключается в накоплении ими необходимых знаний. Без знаний дискуссия становится бессодержательной, а без умения правильно выражать мысли, убедить других она будет непривлекательной и запутанной.

Дискуссии обогащают содержание уже известного учащимся материала, помогают его усвоению и закреплению. Живой обмен идеями, мнениями, взглядами дает учащимся возможность познакомиться с различными точками зрения, учит внимательно слушать товарищей, аргументировано отстаивать свою позицию, оттачивать речь.

Обучающиеся с желанием участвуют в проектной деятельности, выполняют творческие задания, входят в творческие группы по подготовке и проведению нестандартных уроков и внеклассных мероприятий.

Внеклассные мероприятия активизируют интерес к предмету, надолго остаются в их памяти и способствуют развитию их коммуникативной компетенции.

Эффективность проделанной работы по развитию коммуникативных навыков на уроках истории и обществознания выражается в следующих результатах:

  • в росте качества знаний по истории и обществознанию;
  • в росте количества творческих и исследовательских работ;
  • в развитии коммуникативной компетенции учащихся;
  • в росте количества призеров олимпиад, конкурсов республиканского уровня;
  • в значительном улучшении уровня воспитанности учащихся.

 

Категория: Доклады | Добавил: ludmila (28.07.2015)
Просмотров: 1511 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск