Суббота, 20.04.2024, 12:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя
истории, обществознания,
правоведения и экономики
Вакушкиной Людмилы Ивановны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа » Открытые уроки

Нравственные категории и добродетели

Тема урока: «Нравственные категории и добродетели»

 

Цели урока:  ознакомление с основными понятиями темы;  воспитание нравственных качеств учащихся, духовности, сознательного стремления к совершенствованию; развитие навыков работы с обучающими текстами, анализировать информацию из разных источников, умение аргументировать свой выбор.

 

План:

I. Орг. Момент

Урок проводится в форме дискуссии. К концу урока необходимо дать аргументированный ответ

II. Проверка дом. задания

Объяснить значение понятий:  обычай, традиция, мораль, нравственность, нравственный человек, безнравственный поступок.

III. Изучение новой темы

 

План:

  1. Структура нравственных категорий;
  2. Основные нравственные категории.

 

1. Структура нравственных категорий

Список нравственных категорий обширен, в него входят понятия, характеризующие:

а) нравственные нормы;

б) нравственные ценности;

в) нравственные качества;

г) нравственные принципы;

д) нравственные идеалы.

Нравственные категории бывают позитивными и негативными.

Задание учащимся: распределить понятия (позитивные и негативные)

Гуманизм, бескорыстие, питриотизм, чуткость, отзывчивость, трудолюбие, совесть, доброта, честность, доброжелательность, мужество, взаимопомощь, долг, ответственность, достоинство, справедливость, сознательность, принципиальность, целеустремленность, преданность делу, решительность, аккуратность, скромность, самоуважение, вежливость, бережливость, великодушие, равнодушие, безответственность. Черствость, беспринципность, приспособленчество, предательство, стяжательство, эгоизм, самоуверенность, высокомерие, зависть, трусость, неряшливость, беззастенчивость, грубость, лицемерие, тепимость, недоволство, преданнсоть, застенчивость, гордость, непримиримость, зло, добро, порядочность, стыд.

2. Основные нравственные категории

Нравственный  мир человека – это мир ценностей, которые выражаются моральными категориями, такими как, добро и зло, добродетель и порок, стыд, свобода, милосердие.

Задание учащимся: работа по группам – прочитать тексты и ответить на вопросы.

 

Карточка  1

Прочитайте тексты. Сравните их, ответив на следующий вопрос: что в нашей жизни является вечным, а что – преходящим? Предложите свой вариант  заповедей человечности.

Библия. Глава 20. Десять заповедей

              И изрек Бог все слова сии, говоря:

1(3).     Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2(4).     Не делай себе кумира.

3(7).     Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4(8).     Помни день субботний, чтобы святить его.

5(12).   Почитай отца твоего и мать твою.

6(13).   Не убивай.

7(14).   Не прелюбодействуй.

8(15).   Не кради.

9(16).   Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10(17). Не желай дома ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего.

Весь народ в страхе отвечал: «Все, что заповедал Господь, мы будем хранить и исполнять». Моисей поднялся на гору и оставался там 40 дней и ночей. И господь дал ему каменные скрижали, на которых  Сам начертал десять заповедей.

 

Десять заповедей человечности

  1. Не убий и не начинай войны.
  2. Не помысли народ свой врагом других народов.
  3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
  4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
  5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
  6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
  7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
  8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
  9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
  10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

                                                                                                                                          Д. С.  Лихачев

 

Карточка 2

Прочитайте предложенные тексты. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Как понимает Д.С.Лихачев, что такое добро?
  2. Какова взаимосвязь добра и нравственности?
  3. Что такое настоящая доброта?
  4. Можно ли унизить человека добротой?
  5. Есть ли различие между добротой и добродетелью, злом и пороком?

К моим читателям

Человек должен  жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

Злое дело забывается быстрее, чем доброе.  Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее! Но дело и в другом. Зло – бродит общество. Оно «сепаратно» по своей природе. Добро же социальное в широком смысле этого слова. Оно соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. Они основываются на общности временных интересов.

«Волчья стая» рано или поздно кончается дракой волков.  Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено самое доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения

И вот тут обратим внимание на одну черту сферы добра. Она плотнее связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с прошлым и будущим. Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством.

Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, - изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. А без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества. Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, и всего человечества».

                                                                                                                                                                  Д. С. Лихачев

 

                                                                   Ни о чем не жалейте

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,

Если то, что случилось, нельзя изменить.

Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,

С этим прошлым порвите непрочную нить.

 

Никогда не жалейте о том, что случилось.

Иль о том, что случиться не сможет уже.

Лишь бы озеро вашей души не мутилось,

Да надежды, как птицы, парили в душе.

 

Не жалейте своей доброты и участья,

Если даже за все вам – усмешка в ответ.

Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…

Не жалейте, что вам не досталось их бед.

 

Никогда, никогда ни о чем не жалейте –

Поздно начали вы или рано ушли.

Кто-то пусть гениально играет на флейте,

Но ведь песни берет он из вашей души.

 

Никогда, никогда ни о чем не жалейте –

Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.

Кто-то пусть гениально играет на флейте,

Но еще гениальнее слушали вы.

                                                                                                         А. Дементьев

 

Карточка 3

Прочитайте предложенные тексты. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что такое малая родина?
  2. Для чего она нужна человеку?
  3. Согласны ли вы с мнением В. Шукшина о роли малой родины в судьбе русского человека?
  4. Есть ли у вас малая родина? Что она означает для вас?
  5. Любовь к малой родине и Родине – привычка, предрассудок, необходимость?

 

Что в слове, что за словом?

Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детства. Для каждого из нас центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем сменить место жителства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, «провинцией» в этом случае способен оказаться и большой город, но центр по-прежнему там, на нашей малой родине. Ее сменить нельзя.

Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: одна половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки… я это еще к тому говорю, что разрушенная отнюдь не сыновьим хозяйничаньем родина приводит к духовному и к физическому разрушению человека. Это вещи одного порядка.

Черты малой родины и дух ее, хоть в гроде она, хоть в деревне, заметны всегда. Потому что малая родина – это не только природа в деревне и история в городе, но еще и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определенные склонности, вынесенные из самой земли вместе с ее солью. Это «родимые» пятна каждого человека…

В.Г.Распутин

 

 

Слово о малой родине

Те, кому пришлось уехать (по самым разным причинам) с родины (понятно, что я имею в виду так называемую малую родину), - а таких много, - невольно несут в душе некую обездоленность, чувство вины и грусть …

Мое ли это – моя родина, где я родился и вырос? Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько …

Родина … Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может. Мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, колгдда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание того этого вот – есть еще куда отступпать, есть где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли наши предки, живет с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детсва, ласковое слово матери врачуют душу.

В.М.Шукшин

 

В ходе обсуждения учащимися тестов необходимо акцентировать их внимание на понятия, а также выполнить сравнительный анализ.

Добро и зло.

 

Добродетель и порок.

 

Добро означает несомненные положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек, а зло – абсолютные негативные качества.

Добродетель – моральная категория, выражающая совокупность только положительных качеств и поступков человека, в отличие от порока, олицетворяющего сумму отрицательных качеств и поступков.

Добро и зло выражают понятия абстрактные понятия пользы и вреда для человека, они абсолютны и никому из людей не принадлежат

Добродетель – это воплощение конкретным человеком принципов добра либо в своем характере, либо в сумме поступков. Точно также и порок есть сумма качеств и поступков человека

Добро и зло существуют в единичном числе

Добродетелей и пороков может быть множество

 

Понимание добра и зла выражается в понятиях: благородный поступок, бескорыстная помощь, доброе слово; месть, обман, трусость, предательство

Добродетель в более широком понимании, выражается в таких понятиях, как: честность, щедрость, великодушие, сострадательность и т.п. Лживость, скаредность, мелочность, черствость – это понятия, принадлежащие пороку

Предложить учащимся обсудить понятия «стыд», «совесть», «милосердие»:

  1. Невыполнение обязательств ведет к появлению у человека чувства стыда. Это осознание человеком своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружиющих, а значит появления чувства вины. Стыд полность ориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица.
  2. Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли. Желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга (обязательства). Совесть независима от мнения окружающих. Древнегреческий философ Демокрит на рубеже V и IV вв. до н.э. советовал: « Не делай ничего непристойного жаже наедине с собой, учись стыдиться самого себя больше, чем других». Что это значит? Совесть требует быть честным даже тогда, когда никто не может контролировать тебя. Это твой внутренний голос. Совесть формируется в процессе социализации и воспитания, через постоянные указания ребенку на то, «что такое хорошо и что такое плохо» и т.д. Мы часто корим случайного причинившего нам неприятность человека: «Как вам не стыдно?!» чего мы добиваемся этим? Мы обращаемся к его совести, надеясь найти в его душе скрытый запас нравственных принципов, которые заставят виновного пожалеть о содеянном. Совесть – это ответственность человека перед самим собой.  В признании своей вины и состоит содержание понятия «угрызение совести».
  3. Милосердие представляет собой сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, стремится помочь каждому нуждающемуся. В Древней Греции – это чувство, возникающее при виде незаслуженных страданий, в Древней Индии – любовь к ближнему. В понимании выдающегося русского философа В.С.Соловьева милосердие состоит в том, чтобы делать другому все то, чего сам  хотел бы от других. Так и пошло у нас, не пожелай другим того, чего нежелаешь себе.  В христианской  заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя» выражается высшая степень милосердия. В милосердии скрыта готовность жертвовать своими личными интересами ради блага ближнего.

 

IV.Закрепление изученного материала

1. Ответить на вопросы:

- нужно ли и для чего выяснять истинные причины поступков людей?

- человеческая память – это благо или наказание?

2. Работа по группам. Составить перечень добродетелей и пороков известного литературного героя и проанализировать их поведение.

3. Прослушать стихотворение Ю.Д.Левитанского и ответить на вопрос: какие строки содержат главную идею урока.

Падают листья осенного сада,

В землю ложится зерно.

Что преходяще, а что остается –

Знать никому не дано.

Белый мазок на холсте безымянном,

Вязи старинной строка.

Что остается, а что преходяще –

Тайна сия велика.

Пламя погаснет, и высохнет русло.

Наземь падут дерева.

Эта простая и мудрая тайна

Вечно пребудет жива.

Так отчего так победно и громко

Где-то над талой водой –

Все остается! Все остается! –

Голос поет молодой?

И от чего так легко и звеняще

В гуще сплетенных ветвей –

Непреходяще! Непреходяще! –

Юный твердит соловей?

 

V. Домашнее задание

 

Подготовить выступление (тема на выбор):

  • «Разрушение личности». Как понять это выражение? Что может быть причиной разрушения личности?
  • Какую роль играет устное народное творчество в воспитании нравственности? (подобрать пословицы и поговорки о нравственных категориях)

 

При наличии технической возможности в конце урока посмотреть видеоролик «Интервью с Богом».

 

Категория: Открытые уроки | Добавил: ludmila (28.07.2015)
Просмотров: 2991 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск