Пятница, 29.03.2024, 09:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя
истории, обществознания,
правоведения и экономики
Вакушкиной Людмилы Ивановны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа » Открытые уроки

Особенности молодежной субкультуры

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Дисциплина  «Обществознание»

Тема:

«Особенности молодёжной субкультуры»

 

Разработал: Вакушкина Людмила Ивановна,

преподаватель истории, обществознания,

правоведения и экономики. 

Март, 2014 г.

I. Пояснительная записка

На протяжении последних пяти лет моя методическая работа ведётся в направлении интерактивного обучения, т. е. активизации индивидуальных умственных процессов обучающихся, подготовки компетентного гражданина, социализированного в условиях информационного общества. Создавая свою систему работы, я пришла к выводу о том, что приоритетным направлением в ней должно стать повышение познавательной активности обучающихся. При такой стратегии обучения ученик превращается из объекта в субъект образовательной деятельности, где используются деятельностный подход, интерактивная организация урока, проектирование, проблемное обучение, развитие критического мышления.

Но научить учиться можно лишь в том случае, если решение данной задачи сопровождается решением другой - задачей формирования мышления. А для этого,  необходимо у каждого ученика сформировать новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

На данном этапе (2013-1014 уч. год) тема моей методической работы называется «Проектная технология в обучении», которая реализуется в рамках общей методической проблемы «Интерактивное обучение».

 

Что такое «учебный проект»?

Учебный проект – организационная форма работы, которую можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся – партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, значимой для участников проекта.

 

Для чего нужен метод проектов?

  • Научить ребят самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

.

 

На предлагаемом открытом уроке предполагается реализация двух самостоятельных проектов.

Первый проект направлен на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением. Данная работа проделывается заранее и предполагает постановку проблемы исследования,  планирование и разработка исследовательских действий, проведение анкетирования в техникуме среди обучающихся, сбор данных и их анализ, выявление приоритетных направлений, написание сообщения  с краткими выводами, а также последующее выступление со свои сообщением и построением выводов.

Второй проект носит творческий характер, который имеет четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. В данном случае участники творческих групп должны будут выполнить и презентовать свои творческие работы о молодёжных субкультурах.

Кроме метода проектов на данном уроке я использую метод «мозгового штурма» для подведения итогов урока и рефлексии.

Все эти виды творческой  и исследовательской работы на уроках ещё больше подстёгивает ребят на активные мыслительные операции, самостоятельное суждение, а также вырабатывает привычку толерантного отношения к партнёрам. Всё в целом помогает мне в образовательной и воспитательной работе с ребятами и выработке у них самостоятельности и активности.

        

II. Разработка урока

Урок № 77

Тема: «Особенности молодёжной субкультуры»

Цели урока:

 - обучающая - ознакомить обучающихся с молодежными неформальными объединениями и определить каковы плюсы и минусы  принадлежности к  какому-либо  из  молодёжных течений; научить выражать свое отношение к различным молодёжным группам, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения.

 - развивающая - Развитие аналитического мышления, умения проводить обобщения и делать самостоятельные выводы, развитие коммуникативной компетенции (готовность работать в команде, вступать в диалог, представлять и отстаивать свою точку зрения)

- воспитательная - Воспитание толерантного отношения к мнению других людей, чувства ответственности за свое поведение, за соблюдение различных норм закона в отношениях с людьми.

Тип урока: урок усвоения нового материала

Вид урока: урок-исследование

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, ватманские листы, фломастеры, подборка фото и текстового материала.

План урока:

  1. Орг. момент (1 мин);

  2. Объяснение нового материала:

    А) вводная беседа (7 мин);

    Б) молодёжная субкультура, её основные черты, классификация молодёжных субкультур (13 мин.);

  3. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся (17 мин.);

  4. Подведение итогов (5 мин.);

  5. Домашнее задание (1 мин.)

  6. Рефлексия (1 мин.).

    Ход  урока:

 Этапы  урока

(время)

Действие  преподавателя

Действие ученика

  1. Орг. момент (1 мин);

Проверка присутствия обучающихся. Приветствие обучающихся и присутствующих педагогов.

 Психологический настрой себя к уроку.

  1. Объяснение нового материала:

А) вводная беседа (7 мин);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) молодёжная субкультура, её основные черты, классификация молодёжных субкультур (13 мин.);

 

Представление группы слов, имеющих отношение к теме занятия.

Вопрос:Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня?

Объявление целей и задач урока.

Вопрос: как вы думаете, кого можно считать молодым?

Вопрос: можете ли вы назвать официальные молодёжные  организации СССР?

Вопрос: что выдавало принадлежность к этим организациям?

Вопрос: есть ли сегодня подобные организации?

Опрос обучающихся: «Как вы проводите своё свободное время» (выявление приоритетного направления).

 

 

Вопрос: что такое «субкультура»

Вопрос: чем отличается субкультура от доминирующей?

Просмотр видеоролика «Субкультура».

Вопрос: какие разновидности молодёжных субкультур были представлены в ролике?

 

 

 

Примерные ответы: молодёжь, молодёжные организации, и т. п.

 

 

Мнения ребят (возрастные характеристики, внешний вид и т. п.)

Ответы: октябрята, пионеры, комсомольцы.

Ответы: галстуки, значки, флаги, речёвки и т.д.

Ответ: «Молодая гвардия»

Поднимают руки.

 

 

 

 

 

 

Оглашение результатов и анализ анкетирования в техникуме среди обучающихся. (Домрачев Дмитрий)

Сообщение обучающегося Попова Михаила.

Примерные ответы: манера поведения, одежда, разговор и т.д.

 

 

Ответы: панки, готы, ролевики, металлисты.

  1. Проектно-исследовательская деятельность

Практическая работа № 1: составление кластера с понятием «субкультура».

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр презентационных слайдов: виды субкультур.

 

Практическая работа № 2: анализ субкультур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выяснение общих плюсов и минусов  принадлежности к данным молодёжным течениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа № 3 по методу «мозгового штурма»: составление мини-проекта гр. №11 «Мы – разные, но мы вместе!»

Ребята приводят примеры на вопросы: что является основоймолодёжной субкультуры, о причинах вхождения в молодёжные организации, специфика поведения.

Сообщение Домрачева Дмитрия  о причинах объединения молодёжи в неформальные группы.

Примеры видов субкультур: металлисты, готы, эмо, ролевики. Скинхеды, фрики и т. п.

4 группы обучающихся исследуют определённую молодёжную субкультуру и   выполняют творческий, исследовательский проект-газету. (металлисты, панки, хип-хоп культура, готы) по предложенным критериям.

  • Внешний вид
  • атрибутика
  • Мировоззрение (ценности, идеалы, убеждения)
  • Вид молодежной субкультуры (просоциальная, асоциальная, антисоциальная)

Презентация выполненных творческих работ и их обсуждение.

Примерные ответы ребят:

Негативными сторонами субкультур являются: внешний вид, от которого шарахаются прохожие; использование татуировок, проколов, порезов; отсутствие желания трудиться; многочасовые тусовки; вредные привычки, нарушения закона.

При незначительных отличиях все субкультуры имеют общие позитивные стороны: стремление к самовыражению; желание быть независимым от мнения других, обратить на себя внимание, быть непохожим, самоутвердиться в среде сверстников. Эти субкультуры имеют право быть, если не преступают закон.

Ребята предлагают сами себе советы (что им необходимо, как себя проявить) и для окружающих их взрослых (как понять и помочь 11 гр.).

  1. Подведение итогов урока

Вопрос: почему в современном мире процесс взросления стал занимать более продолжительное время, чем в XIX веке?

 

Вопрос: на ваш взгляд, какой процесс составляет главную особенность молодежной субкультуры?

 

Опрос обучающихся: что вы считаете наиболее важным в жизни каждого человека?

Выявляется  приоритетное направление.

Совет от преподавателя для 11 гр.

Примерные ответы: молодёжь играет большую роль в общественной, политической и культурной жизни общества; спорт, интернет, пластические операции.

Примерные ответы ребят: приобщение к ценностям общества, стремление к свободе и независимому существованию, стремление к самовыражению.

Учащиеся поднимают руку за выбранную категорию.

 

Оглашение результатов и анализ анкетирования в техникуме среди обучающихся. (Домрачев Дмитрий)

  1. Домашнее задание

Используя информацию СМИ, свои житейские наблюдения подготовить мини-проект: «Мои предложения к государственной молодёжной политике России».

Запись в тетрадях.

  1. Рефлексия

Выставление оценок.

Вопросы:

- понравилось ли вам  занятие?

- что нового вы узнали из сегодняшнего урока?

- о каких молодёжных объединениях вам хотелось бы узнать побольше?

 

 

 

Свои проекты  работы ребята вывешивают на всеобщее обозрение в фойе техникума.

III. Заключение.

Проведённый урок показал, что использованные методические технологии гораздо больше, чем вовремя традиционных уроков стимулируют познавательную самостоятельность ребят, создают условия для реализации компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта, совершенствуют коммуникативные умения в процессе групповой работы и публичного выступления на презентации.

 

Ученики сравнивают свидетельства разных авторов, учатся критически анализировать источник и отдельные факты, не только использовать приобретенные знания при выполнении творческих работ, но и участвовать в групповой исследовательской работе, учитывать различные мнения и интерпретировать идеи, организовывать работу группы, представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в виде исследовательского проекта и публичной презентации.

Данные наблюдения показывают, что значительное место на моих занятиях должна занимать организация активной познавательной деятельности обучающихся, в том числе в тех её формах, которые были использованы на данном уроке.

Однако, при отборе содержания урока необходимо учитывать степень сложности учебных материалов и то, насколько они знакомы ребятам. Цели урока должны определяется с учетом уровня овладения знаниями по избранной теме. В случае, если он окажется недостаточно высоким, имеет смысл в качестве домашнего задания предложить учащимся заранее найти информацию по теме, которая будет изучаться на уроке.

Проектная технология хорошо сочетается и  с использованием традиционных методов обучения, и компьютерных технологий. Синтез технологий позволяет расширить рамки познавательных возможностей как самого преподавателя, так и обучающихся и решить в конечном итоге развивающие и воспитательные цели.

У ребят формируется социально-ориентированное  отношение к действительности, навыки коллективной работы, развиваются базовые качества личности и компетентности: критическое мышление, рефлективность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Ученики с интересом обучаются предметам и активно воспринимают учебный материал.

Приложение 1.

Анкета № 1: Что вы считаете наиболее важным в жизни каждого человека?

  • Семья и близкие и родные люди

  • Дружба

  • Материальное благополучие

  • Развлечения

  • Любовь

  • Работа

  • Душевное спокойствие

  • Благополучие нашей страны и решение наиболее важных вопросов

  • Своё предложение

     

Анкета № 2: Наиболее предпочитаемые формы досуга. Как вы проводите свободное время?

  • Просмотр телепередач, видеофильмов, прослушивание радиопередач

  • Общение с друзьями, со сверстниками

  • Посещение баров, кафе, дискотек

  • Чтение книг, журналов

  • Спорт, здоровый образ жизни

  • Игры на компьютере

  • Своё предложение

     

    Анкета № 3: Какие причины вынуждают молодых людей объединяться в  неформальные группы?

  • Вызов обществу, протест.

  • Вызов семье, непонимание в семье.

  • Нежелание быть как все.

  • Желание утвердиться в новой среде.

  • Желание привлечь к себе внимание.

  • Неразвитость сферы организации досуга для молодежи в стране.

  • Копирование западных структур, течений, культуры.

  • Религиозные идейные убеждения.

  • Дань моде.

  • Отсутствие цели в жизни.

  • Влияние криминальных структур, хулиганство.

  • Возрастные увлечения.

Категория: Открытые уроки | Добавил: ludmila (21.07.2015)
Просмотров: 2765 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск