МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Дисциплина «Обществознание»
Тема:
«Особенности молодёжной субкультуры»
Разработал: Вакушкина Людмила Ивановна,
преподаватель истории, обществознания,
правоведения и экономики.
Март, 2014 г.
I. Пояснительная записка
На протяжении последних пяти лет моя методическая работа ведётся в направлении интерактивного обучения, т. е. активизации индивидуальных умственных процессов обучающихся, подготовки компетентного гражданина, социализированного в условиях информационного общества. Создавая свою систему работы, я пришла к выводу о том, что приоритетным направлением в ней должно стать повышение познавательной активности обучающихся. При такой стратегии обучения ученик превращается из объекта в субъект образовательной деятельности, где используются деятельностный подход, интерактивная организация урока, проектирование, проблемное обучение, развитие критического мышления.
Но научить учиться можно лишь в том случае, если решение данной задачи сопровождается решением другой - задачей формирования мышления. А для этого, необходимо у каждого ученика сформировать новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
На данном этапе (2013-1014 уч. год) тема моей методической работы называется «Проектная технология в обучении», которая реализуется в рамках общей методической проблемы «Интерактивное обучение».
Что такое «учебный проект»?
Учебный проект – организационная форма работы, которую можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся – партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, значимой для участников проекта.
Для чего нужен метод проектов?
- Научить ребят самостоятельному, критическому мышлению.
- Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения.
- Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
.
На предлагаемом открытом уроке предполагается реализация двух самостоятельных проектов.
Первый проект направлен на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением. Данная работа проделывается заранее и предполагает постановку проблемы исследования, планирование и разработка исследовательских действий, проведение анкетирования в техникуме среди обучающихся, сбор данных и их анализ, выявление приоритетных направлений, написание сообщения с краткими выводами, а также последующее выступление со свои сообщением и построением выводов.
Второй проект носит творческий характер, который имеет четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. В данном случае участники творческих групп должны будут выполнить и презентовать свои творческие работы о молодёжных субкультурах.
Кроме метода проектов на данном уроке я использую метод «мозгового штурма» для подведения итогов урока и рефлексии.
Все эти виды творческой и исследовательской работы на уроках ещё больше подстёгивает ребят на активные мыслительные операции, самостоятельное суждение, а также вырабатывает привычку толерантного отношения к партнёрам. Всё в целом помогает мне в образовательной и воспитательной работе с ребятами и выработке у них самостоятельности и активности.
II. Разработка урока
Урок № 77
Тема: «Особенности молодёжной субкультуры»
Цели урока:
- обучающая - ознакомить обучающихся с молодежными неформальными объединениями и определить каковы плюсы и минусы принадлежности к какому-либо из молодёжных течений; научить выражать свое отношение к различным молодёжным группам, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения.
- развивающая - Развитие аналитического мышления, умения проводить обобщения и делать самостоятельные выводы, развитие коммуникативной компетенции (готовность работать в команде, вступать в диалог, представлять и отстаивать свою точку зрения)
- воспитательная - Воспитание толерантного отношения к мнению других людей, чувства ответственности за свое поведение, за соблюдение различных норм закона в отношениях с людьми.
Тип урока: урок усвоения нового материала
Вид урока: урок-исследование
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, ватманские листы, фломастеры, подборка фото и текстового материала.
План урока:
-
Орг. момент (1 мин);
-
Объяснение нового материала:
А) вводная беседа (7 мин);
Б) молодёжная субкультура, её основные черты, классификация молодёжных субкультур (13 мин.);
-
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся (17 мин.);
-
Подведение итогов (5 мин.);
-
Домашнее задание (1 мин.)
-
Рефлексия (1 мин.).
Ход урока:
Этапы урока
(время)
|
Действие преподавателя
|
Действие ученика
|
- Орг. момент (1 мин);
|
Проверка присутствия обучающихся. Приветствие обучающихся и присутствующих педагогов.
|
Психологический настрой себя к уроку.
|
- Объяснение нового материала:
А) вводная беседа (7 мин);
Б) молодёжная субкультура, её основные черты, классификация молодёжных субкультур (13 мин.);
|
Представление группы слов, имеющих отношение к теме занятия.
Вопрос:Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня?
Объявление целей и задач урока.
Вопрос: как вы думаете, кого можно считать молодым?
Вопрос: можете ли вы назвать официальные молодёжные организации СССР?
Вопрос: что выдавало принадлежность к этим организациям?
Вопрос: есть ли сегодня подобные организации?
Опрос обучающихся: «Как вы проводите своё свободное время» (выявление приоритетного направления).
Вопрос: что такое «субкультура»
Вопрос: чем отличается субкультура от доминирующей?
Просмотр видеоролика «Субкультура».
Вопрос: какие разновидности молодёжных субкультур были представлены в ролике?
|
Примерные ответы: молодёжь, молодёжные организации, и т. п.
Мнения ребят (возрастные характеристики, внешний вид и т. п.)
Ответы: октябрята, пионеры, комсомольцы.
Ответы: галстуки, значки, флаги, речёвки и т.д.
Ответ: «Молодая гвардия»
Поднимают руки.
Оглашение результатов и анализ анкетирования в техникуме среди обучающихся. (Домрачев Дмитрий)
Сообщение обучающегося Попова Михаила.
Примерные ответы: манера поведения, одежда, разговор и т.д.
Ответы: панки, готы, ролевики, металлисты.
|
- Проектно-исследовательская деятельность
|
Практическая работа № 1: составление кластера с понятием «субкультура».
Просмотр презентационных слайдов: виды субкультур.
Практическая работа № 2: анализ субкультур.
Выяснение общих плюсов и минусов принадлежности к данным молодёжным течениям.
Практическая работа № 3 по методу «мозгового штурма»: составление мини-проекта гр. №11 «Мы – разные, но мы вместе!»
|
Ребята приводят примеры на вопросы: что является основоймолодёжной субкультуры, о причинах вхождения в молодёжные организации, специфика поведения.
Сообщение Домрачева Дмитрия о причинах объединения молодёжи в неформальные группы.
Примеры видов субкультур: металлисты, готы, эмо, ролевики. Скинхеды, фрики и т. п.
4 группы обучающихся исследуют определённую молодёжную субкультуру и выполняют творческий, исследовательский проект-газету. (металлисты, панки, хип-хоп культура, готы) по предложенным критериям.
- Внешний вид
- атрибутика
- Мировоззрение (ценности, идеалы, убеждения)
- Вид молодежной субкультуры (просоциальная, асоциальная, антисоциальная)
Презентация выполненных творческих работ и их обсуждение.
Примерные ответы ребят:
Негативными сторонами субкультур являются: внешний вид, от которого шарахаются прохожие; использование татуировок, проколов, порезов; отсутствие желания трудиться; многочасовые тусовки; вредные привычки, нарушения закона.
При незначительных отличиях все субкультуры имеют общие позитивные стороны: стремление к самовыражению; желание быть независимым от мнения других, обратить на себя внимание, быть непохожим, самоутвердиться в среде сверстников. Эти субкультуры имеют право быть, если не преступают закон.
Ребята предлагают сами себе советы (что им необходимо, как себя проявить) и для окружающих их взрослых (как понять и помочь 11 гр.).
|
- Подведение итогов урока
|
Вопрос: почему в современном мире процесс взросления стал занимать более продолжительное время, чем в XIX веке?
Вопрос: на ваш взгляд, какой процесс составляет главную особенность молодежной субкультуры?
Опрос обучающихся: что вы считаете наиболее важным в жизни каждого человека?
Выявляется приоритетное направление.
Совет от преподавателя для 11 гр.
|
Примерные ответы: молодёжь играет большую роль в общественной, политической и культурной жизни общества; спорт, интернет, пластические операции.
Примерные ответы ребят: приобщение к ценностям общества, стремление к свободе и независимому существованию, стремление к самовыражению.
Учащиеся поднимают руку за выбранную категорию.
Оглашение результатов и анализ анкетирования в техникуме среди обучающихся. (Домрачев Дмитрий)
|
- Домашнее задание
|
Используя информацию СМИ, свои житейские наблюдения подготовить мини-проект: «Мои предложения к государственной молодёжной политике России».
|
Запись в тетрадях.
|
- Рефлексия
|
Выставление оценок.
Вопросы:
- понравилось ли вам занятие?
- что нового вы узнали из сегодняшнего урока?
- о каких молодёжных объединениях вам хотелось бы узнать побольше?
|
Свои проекты работы ребята вывешивают на всеобщее обозрение в фойе техникума.
|
III. Заключение.
Проведённый урок показал, что использованные методические технологии гораздо больше, чем вовремя традиционных уроков стимулируют познавательную самостоятельность ребят, создают условия для реализации компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта, совершенствуют коммуникативные умения в процессе групповой работы и публичного выступления на презентации.
Ученики сравнивают свидетельства разных авторов, учатся критически анализировать источник и отдельные факты, не только использовать приобретенные знания при выполнении творческих работ, но и участвовать в групповой исследовательской работе, учитывать различные мнения и интерпретировать идеи, организовывать работу группы, представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в виде исследовательского проекта и публичной презентации.
Данные наблюдения показывают, что значительное место на моих занятиях должна занимать организация активной познавательной деятельности обучающихся, в том числе в тех её формах, которые были использованы на данном уроке.
Однако, при отборе содержания урока необходимо учитывать степень сложности учебных материалов и то, насколько они знакомы ребятам. Цели урока должны определяется с учетом уровня овладения знаниями по избранной теме. В случае, если он окажется недостаточно высоким, имеет смысл в качестве домашнего задания предложить учащимся заранее найти информацию по теме, которая будет изучаться на уроке.
Проектная технология хорошо сочетается и с использованием традиционных методов обучения, и компьютерных технологий. Синтез технологий позволяет расширить рамки познавательных возможностей как самого преподавателя, так и обучающихся и решить в конечном итоге развивающие и воспитательные цели.
У ребят формируется социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, развиваются базовые качества личности и компетентности: критическое мышление, рефлективность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Ученики с интересом обучаются предметам и активно воспринимают учебный материал.
Приложение 1.
Анкета № 1: Что вы считаете наиболее важным в жизни каждого человека?
-
Семья и близкие и родные люди
-
Дружба
-
Материальное благополучие
-
Развлечения
-
Любовь
-
Работа
-
Душевное спокойствие
-
Благополучие нашей страны и решение наиболее важных вопросов
-
Своё предложение
Анкета № 2: Наиболее предпочитаемые формы досуга. Как вы проводите свободное время?
-
Просмотр телепередач, видеофильмов, прослушивание радиопередач
-
Общение с друзьями, со сверстниками
-
Посещение баров, кафе, дискотек
-
Чтение книг, журналов
-
Спорт, здоровый образ жизни
-
Игры на компьютере
-
Своё предложение
Анкета № 3: Какие причины вынуждают молодых людей объединяться в неформальные группы?
-
Вызов обществу, протест.
-
Вызов семье, непонимание в семье.
-
Нежелание быть как все.
-
Желание утвердиться в новой среде.
-
Желание привлечь к себе внимание.
-
Неразвитость сферы организации досуга для молодежи в стране.
-
Копирование западных структур, течений, культуры.
-
Религиозные идейные убеждения.
-
Дань моде.
-
Отсутствие цели в жизни.
-
Влияние криминальных структур, хулиганство.
-
Возрастные увлечения.
|