ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, знающий её историю, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию человеком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Прогр
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции обучающегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины и конкурсы; принимать участие в социальных проектах (социальные акция добра и милосердия); собирать материалы для исторического анализа и поиска информации; а также организовывать теоретические и практические занятия для обучающихся.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания обучающихся;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого обучающегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах обучающихся гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, её истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внетехникумовская):
- Беседы
- Предметные уроки
- Классные часы
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внетехникумовская)
Практические занятия (урочная, внеурочная, внетехникумовская):
- Творческие конкурсы
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Наблюдение обучающихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок художественного творчества
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
Программа “Я – гражданин России” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у обучающихся понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в техникуме, дома (общежитии), в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание обучающимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у обучающихся понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у обучающихся чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, участие обучающихся в художественном творчестве.
4. “Я и техникум” – формирование гражданского отношения к техникуму.
Задачи:
- формировать у обучающихся осознание принадлежности к коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность обучающихся к сознательной деятельности в коллективе;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность обучающихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав техникума.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание обучающимся роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «обучающийся – преподаватель», «обучающийся – обучающийся», выполнение распорядка работы техникума и возложенных на обучающегося обязанностей.
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение обучающихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить. Настоящий гражданин любит и бережёт природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Планируемые результаты
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края и своей страны, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Обучающиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Обучающиеся обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У обучающихся накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, социальных проектах, в природоохранной деятельности в техникуме.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п
|
Направления внеурочной деятельности
|
Основная цель
|
Основные мероприятия
|
Сроки
|
1
|
Я и я
|
Формирование гражданского отношения к себе
|
Игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тесты «Познай себя». беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, акции милосердия. Оформление портфолио студентами
|
В течение года
|
Конкурс «Студент года»,
|
Май, 2016г.
|
2
|
Я и семья
|
Формирование гражданского отношения к своей семье
|
Проект «Семейный альбом». Фотовыставка «Я и моя семья»
|
Январь-февраль, 2016г.
|
Беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью»,
|
В течение года
|
Классные собрания с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
|
Октябрь, декабрь, 2015г., май 2016г.
|
3
|
Я и культура
|
Формирование отношения к искусству
|
Викторина «К нам пришёл Новый год».
|
Декабрь, 2015г.
|
Конкурс на лучший рецепт блинов
|
Апрель 2016г.
|
Экскурсии в музеи, библиотеку, на художественные выставки и фотовыставки, беседы об искусстве, организация выставок художественного творчества и фотовыставок.
Мастерская по изготовлению плакатов, стенгазет. Десант чистоты и порядка (уборка класса, территории техникума, озеленение территории техникума).
|
В течение года
|
Фестиваль народов России.
|
Январь-май 2015-2016 г.
|
4
|
Я и техникум
|
Формирование гражданского отношения к техникуму
|
День первокурсника, экскурсия по техникуму, беседы «Правила поведения в техникуме», беседа об Уставе техникума «Мои права и обязанности»,
|
Сентябрь 2015г.
|
Акция «Неделя пятерок».
|
Декабрь 2015г.,
Май 2016г.
|
5
|
Я и мое Отечество
|
Формирование гражданского отношения к Отечеству
|
Классный час «День Согласия и примирения».
|
Ноябрь, 2015г.
|
Урок мужества.
|
Декабрь, 2015г.
|
Выставки рисунков. Акции. Беседы о государственной символике РФ и малой Родины, лекция «Права и обязанности ребенка», викторины о правах и обязанностях граждан России, экскурсии в краеведческие музеи, фестиваль народов России, встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
|
В течение года
|
Мини – проекты, презентации и оформление альбома.
Акция «Подарок ветерану»
Акция «Ветеран рядом».
|
Апрель-июнь, 2016г.
|
6
|
Я и планета
|
Формирование гражданского отношения к планете Земля
|
Акция «Речная лента».
Высаживание рассады, саженцев деревьев.
Уборка территории вокруг техникума «Укрась кусочек планеты», «Цветник у техникума», «Озеленение территории техникума»,
|
Сентябрь 2015г., май 2016г.
|
Конкурсы рисунков.
Беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили».
|
В течение года
|
Мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
|
Декабрь-январь 2016.г
|
Проект «Береги природу, если ты человек!» (видеоролик)
|
Февраль 2016г.
|
|